В четвертом квартале 2021 года россияне взяли 11,2 млн микрозаймов на рекордные 150,9 млрд руб., следует из статистики крупнейшей на рынке саморегулируемой организации «МиР» (РБК ознакомился с данными). В годовом выражении количество займов, полученных гражданами в октябре—декабре, подскочило на 117,9% — это самый резкий прирост с 2019 года (самые ранние доступные данные). Объем новых ссуд увеличился на 85,1% год к году, что тоже можно считать максимумом за два года (всплеск во втором квартале на 128,5% во многом был обеспечен низкой базой апреля—июня пандемийного 2020-го).
Портфель займов, выданных физическим лицам, достиг 234,1 млрд руб. За год он прибавил 47,1%. Основной рост пришелся на четвертый квартал: объем задолженности населения по займам за октябрь—декабрь увеличился на 12,3%.
Число активных договоров займа на конец года превысило 15,2 млн. За 12 месяцев их количество выросло в 1,5 раза, более чем на 5 млн. Подобных темпов роста портфеля в денежном и количественном выражении не наблюдалось как минимум с 2019 года.
Всего за год россияне взяли в МФО 35,7 млн новых займов на 472,5 млрд руб, что на 70 и 77% соответственно превышает аналогичные показатели 2020-го, следует из данных СРО. Основной источник роста для рынка — онлайн-займы: их доля в среднем за год составила 80,4% от общего количества выдач. По сравнению с четвертым кварталом 2020-го количество и объем оформляемых онлайн-займов выросло почти втрое.
Как считали
Статистика СРО «МиР» учитывает показатели 394 микрофинансовых организаций, входящих в объединение. На эти компании приходится около 75–77% совокупного портфеля российских МФО.
Почему растет спрос на микрокредиты
Зафиксированные показатели — результат высокого спроса со стороны населения, объясняет Андрей Пономарев, гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir: «Доходы людей не поспевают за инфляцией, а займы являются простым способом сохранить привычное качество жизни. Еще одна причина роста рынка — популярность и удобство онлайн-сервисов кредитования».
Рост портфеля МФО и выдач займов связан с усилением позиций крупнейших игроков, а также с перетоком на рынок банковских клиентов, отмечает гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.
Многие компании перестроили свои бизнес-процессы в пользу онлайн-выдач, а заемщики «перестроились психологически» и стали брать микрозаймы повторно, соглашается коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко.
Рынок нагнал докризисную динамику, к которой одновременно добавились и другие факторы, отмечает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. По его словам, в прошлом году МФО значительно больше потратили на рекламу для привлечения новых клиентов: «Бюджеты, во всяком случае у крупных игроков, в среднем выросли на 25–30%, тогда как в начале коронакризиса они, напротив, активно замораживались».
Что еще может спровоцировать рост микрозаймов
Некоторые участники рынка упоминают еще один фактор, который пока не стал реальностью для МФО, — это ужесточение регулирования выдач микрозаймов. Банк России в прошлом году не раз обращал внимание на слишком высокие темпы роста сегмента и усиление закредитованности заемщиков МФО. В этом году он планирует ввести для микрофинансовых компаний новые надбавки по займам и установить лимиты на выдачу ссуд слишком закредитованным клиентам. Кроме того, в ноябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о снижении предельной ставки по займам с текущего 1% в день до 0,8%. Банк России поддержал инициативу депутатов, но допустил, что из-за смены условий рынок может покинуть до четверти действующих МФО.
Многие компании начали действовать на опережение — трансформировать свои бизнес-модели уже в конце 2021 года, говорит Мехтиев. По его словам, кредиторы активно тестировали новые продукты с удлиненными сроками и это привело к значительному росту выдач во втором полугодии.
Участники рынка стали «набивать портфели» новыми клиентами, чтобы дальше работать с ними как с повторными, подтверждает Димченко. «Безусловно, грядущие перспективы ужесточения регулирования подстегивают МФО в плане наращивания клиентской базы. Все понимают, что ограничения, предложенные ЦБ и депутатами, будут приняты», — подчеркивает коммерческий директор «МигКредита».
«Мы не исключаем, что ряд игроков выбрали такую стратегию, ведь на корректировки бизнес-модели нужно время, а интенсивные выдачи сейчас дадут дополнительное время для поддержания операционной эффективности. Однако мы не считаем это наилучшей практикой», — отмечает управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева.
О «набивании портфелей» говорить нельзя, утверждает гендиректор IDF Eurasia в России (бренд MoneyMan) Ирина Хорошко: «Уровень одобрения по новым клиентам говорит об обратном: в среднем по итогам прошлого года данный показатель находится на отметке 15%».
«Крупные игроки давно отошли от краткосрочной модели максимизации прибыли и стремятся построить со своими клиентами долгосрочные отношения», — считает гендиректор группы компаний Eqvanta (бренды «Быстроденьги» и «Турбозайм») Андрей Клейменов. Участники рынка тестируют продукты с более низкой ставкой, чтобы понять, как работать в условиях новых ограничений, говорят несколько собеседников РБК.
Большинство крупных МФО определились, выдачи каких займов позволят им сохранить рентабельность бизнеса в этом году, а «глобального шторма» в сегменте МФО не произойдет, считает Мехтиев: «Можно ожидать незначительного замедления темпов роста рынка в первом полугодии. По итогу 2022 года мы ожидаем увеличения совокупного портфеля на уровне 30–35% в годовом выражении».
Совокупный портфель займов в этом году увеличится всего на 20–22%, оценивает Макаров. По его словам, рост в основном обеспечат выдачи среднесрочных займов, а краткосрочные, «до зарплаты», окажутся под давлением регулирования.